?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Шлагбаум перед дальневосточным экспрессом
polit_rush
Оригинал взят у pavel_shipilin в Шлагбаум перед дальневосточным экспрессом
Еще в прошлом году назад умные люди предупреждали, что на главу РЖД Владимира Якунина, как и на саму транспортную компанию, будут наезжать. И даже объяснили почему: «У планов модернизации железнодорожных магистралей может быть немало противников — это лоббисты морского пути перевозок (СМП пока можно не брать в расчет, а вот у Суэцкого пути это лобби сложилось давно и имеет большое могущество), которые к политике особого отношения не имеют, и силы политические, предпочитающие видеть нашу страну раздробленной», — написал  тогда обозреватель «Однако» Евгений Супер.

Так и вышло.


В своей статье в газете «Ведомости» президент транспортной группы FESCO Руслан Алиханов призывает провести аудит проекта реконструкции Байкало-Амурской магистрали — советской стройки века. «Мы выступаем не за расширение дороги любой ценой, а за создание прибыльно функционирующего транспортного коридора. Это предполагает коммерческий подход к проекту, разделение его на ряд составляющих и оценку эффективности каждой из них». То есть, подвергается ревизии распоряжение президента РФ, согласно которому на реконструкцию восточных железных дорог выделяется крупная сумма — почти миллиард долларов. Лакомый кусок, ничего не скажешь.

БАМ и Транссиб — магистрали, которые изначально строились не столько для извлечения прибыли, сколько для связи Дальнего Востока со страной. И не понимать этого могут только люди, которым сама страна нужна для извлечения прибыли.

Нет, я не призываю немедленно изгнать либералов из правительства. Хотя и мне, конечно, не по душе их святая вера в силу денег и законы рынка. Население — это не работники корпорации, которых можно уволить, если они вдруг стали плохо работать или даже ушли в запой. Рынок или, наоборот, план — это всего лишь способы управления, а вовсе не цель. При социализме молились на план, при капитализме стали молиться на рынок, вот и вся разница. А нужно использовать и то, и другое.

Так что либералов нужно просто держать в узде, в противном случае они позакрывают целые регионы и отрасли из-за нерентабельности. Что будет с людьми, их не особо интересует. И когда лица, аффилированные с вполне конкретными персонами, занимающими высокие кабинеты в доме на Краснопресненской набережной, со знанием дела рассуждают о прибыли в грузоперевозках, то, разумеется, говорят правду. Но — не всю. Ибо на Дальнем Востоке и в Сибири находятся не только предприятия и угольные разрезы, но и живут россияне. Абсолютно не рентабельные с точки зрения законов рынка.

Именно поэтому я подвергаю сомнению их аргументы. И пытаюсь понять, что стоит за очередным наездом на РЖД — явно спланированным. Уж точно не гуманизм. Тем более что я, как и любой, кто когда-либо имел отношение к пиару, знаю, насколько сложно разместить заказузу в «Ведомостях». А в том, что мы имеем дело с заказухой, сомнений нет. И какие подходы к неподкупному изданию нашел Руслан Алиханов, остается догадываться.

Я вспоминаю, что АФК «Система» давно намеревается скупить государственные транспортные активы, и уже немало преуспела в этом. Например, после приобретения железнодорожного оператора «СГ-транс» в ее распоряжении оказалось почти 35 тысяч вагонов. Что Fesco, Globaltrans и группа «Сумма» небезызвестных братьев Магомедовых пытались прибрать к рукам дочку РЖД — государственное ОАО «Трансконтейнер» с его 25 тысячами платформ и собственной сетью железнодорожных терминалов на 46 железнодорожных станциях. Олигархи давно облизываются, рассуждая о приватизации российских железных дорог. И никого не должно дезориентировать, что в их рассуждениях часто используется терминология государственников. Просто сегодня полезно упоминать об интересах страны, когда добиваешься вполне приземленных меркантильных целей.

Не стану предполагать, что связывает группу FESCO с Суэцким каналом — главным конкурентом наших железных дорог, которые пытаются организовать доставку грузов из Азии в Европу, чтобы хоть как-то уменьшить нагрузку на бюджет. Но Руслан Алиханов в своей статье лоббирует его вполне определенно: «Сейчас на транзитные грузы на восточном полигоне приходится менее четырех процентов перевозок. Из Азии по нашему восточному коридору провозится не более 600 тыс. TEU в год, тогда как через Суэц по морю идет 37 000 — 38 000 тыс. TEU». Другими словами, он призывает вообще отказаться от Транссиба и БАМа из-за их бесперспективности — в пользу не принадлежащего нам Суэцкого канала. И оставить Дальний Восток один на один с Китаем и Японией.

По-моему, была бы у Руслана Алиханова власть, он бы вообще продал регион. Вместе с Сахалином и Курилами. Благо желающих — вся Юго-Восточная Азия.
____________________
Один TEU (twenty-foot equivalent unit — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) эквивалентен полезному объему стандартного контейнера длиной 20 футов (6,1 м) и шириной 8 футов (2,44 м).